Все самое важное     
в одном месте!

О проекте   |   Обратная связь     

Первые направления в искусстве Нового времени



Print печать статьи

Как известно, история искусств с наступлением Нового времени насчитывает определенное количество этапов в своем развитии. Начиная с эпохи Возрождения, мы говорим о маньеризме, барокко, классицизме, рококо, неоклассицизме, романтизме, импрессионизме, постимпрессионизме, реализме, модернизме, символизме, авангардизме, экспрессионизме, сюрреализме, конструктивизме, абстракционизме и социалистическом реализме.

Новое время в Европе наступило в 13-16 веках, этот период знаком нам как Возрождение. Самыми яркими и очевидными свидетельствами тех лет, с которыми могут познакомиться наши современники, бесспорно, являются произведения искусства и архитектура. Из курса истории мы помним многие значительные события, происшедшие в то время:
укрепление городов, Реформация, формирование абсолютистской монархии,  грандиозные  географические открытия, изобретение  книгопечатания... Мрачное Средневековье сменилось стремлением к светлым идеалам античности. Эту эпоху тогда называли  Renaissance.

Творчество становится главным способом познания  «божественной Природы». Художники ощущают себя творцами в полном смысле этого слова, натурально отображая на своих холстах все, что видят вокруг. Искусство становится той сферой, где пересекаются вечное стремление человека к познанию и живущее в нем чувство прекрасного.

Главной задачей теперь считается воспитание нового человека. В то время считалось необходимым глубокое изучение античной мудрости с последующим  самопознанием и самосовершенствованием. Человеческий ум и творческая энергия - вот главные добродетели, которые выше всего ценились гуманистами. Возрождение человека проходит на основе  античного наследия и  светского кодекса чести Средневековья.

Человеческое творчество возведено в  «богоравный» ранг. Человек, подобно Богу, способен  свободно творить. Героев  того времени мы считаем титаническими личностями: Джотто,   Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Эти художники стали символом эпохи Возрождения. Имена Я. Ван Эйка, И. Босха,  П. Брейгеля Старшего А. Дюрера навсегда вписаны в историю живописи.

Проповедь идей того времени мы находим в книгах   Петрарки,  Рабле, Сервантеса  и  Шекспира. Эти писатели и поэты внесли и огромный вклад в формирование литературных языков своих стран, заложили основы  современной лирики, романа и драматического искусства.

Если в средние века процветала анонимность, то теперь авторство не требуется скрывать. Простор для творчества необъятен, в это время в самостоятельный жанр выделяются пейзаж, бытовая живопись, портрет, искусство печатной гравюры.  Статуи, монументы,   портретные бюсты теперь выполняются с учетом полного обхода.

В архитектуре преобладают ясные и пластичные линии дворцов и храмов. В градостроительстве вертикальная устремленность готики сменяется новыми «земными» архитектурными ансамблями, где акцентируется центрически-перспективно организованная горизонталь.

В литературе любовь к латыни сочетается с развитием национальных языков. Вырастает интерес ко всему народному: процветают такие жанры, как городская новелла и плутовской роман. Основная мысль этих художественный произведений заключается в том, что новый человек нигде не пропадет  и везде для него найдется подходящее местечко. Расцветают и роман, и героическая поэма, и сатира, и любовная лирика.

В театре - развитие драмы, пышные придворные феерии и городские празднества. В музыке - расцвет музыкальной полифонии строгого стиля , ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. И везде явно прослеживается связь с фольклором.

Самые яркие утопии о создании совершенного общества родом из эпохи Возрождения, их авторами стали Рабле, Мор, Кампанелла. Тогда же родились жесткие рекомендации по управлению реальным обществом Макиавелли и  теория  правового государства Бодена. Истоки идей  веротерпимости и суверенитета также находятся в Возрождении.

Но гуманистические идеи к 16 веку продемонстрировали свою несостоятельность, и кризис гуманистической культуры Возрождения нашел  воплощение в маньеризме.  Светлый оптимизм античности уступил место ощущению неустойчивости и трагичности бытия. Этот период связанам с именами художников Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино и скульпторов Б. Челлини, Джамболонья. Художественные образы, создаваемые  маньеристами напряженны, формы манерно изощренны, художественные решения остры.

В конце 16 века в Европу приходит барокко и владеет умами до середины века 18. Этому стилю были подвержены все виды искусства, но особенно ярко он раскрылся в архитектуре и живописи.

В это время принципы Возрождения не были отринуты полностью, но идеи сотворчества с Богом (природой) стало не так актуальны. Теперь стали развиваться стремления к совершенствованию окружающего мира в соответствии с идеальными нормами красоты. Это время отмечено небывалом размахом преувеличенной декоративности во всем.   Прихотливая метафора, аллегория и эмблема царят повсюду.

Но они  не могут полностью заслонить своими причудливыми фантастическими формами  натуральное начало барокко. В архитектуре чувствуется дыхание живых природных стихий, в литературе заметно сближение книжного  языка с фольклорными  традициями.  Все существующие искусства тесно взаимодействуют между собой, становясь другой, праздничной,  стороной бытия.

Барокко -  стиль риторический, пропагандистский. Он не соблазняет зрителя, а властно захватывает его внимание. В изобразительном искусстве и архитектуре примером этого служат работы  Л. Бернини и Ф. Борромини,  Д. Веласкеса,  П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Ни церковный ритуал, ни дворцовый этикет теперь  не подавляют силу творческой личности. Национальная самобытность отчетливо проступает на полотнах Рембрандта, Хальса и Вермера.

Интересно, что из Европы барокко в 17-18 веках распространяется не только в Латинскую Америку, но и в  Белоруссию,  и в Украину. На территории России сначала появляется «нарышкинский барокко» (западноевропейские орнаментальные приемы плюс  средневековая структура). В петровские времена в городах возводят  здания новоевропейского типа, среди которых особенно выделяются творения В. Растрелли.

В литературе барокко правят бал аллегорические фигуры-персонификации. Набирает силы жанр риторической церковной проповеди и школьная драма. Не забыты и сатира, роман,  поэзия. Среди авторов той эпохи -  Кальдерон,  Тассо, д'Обинье, Ломоносов, Симеон Полоцкий. Интенсивно развивается опера, балет. В постановках используются все более сложные и живописные декорации. Для музыки характерна  более сложная и свободная  вокально-инструментальная полифония. Обособляются жанры кончерто гроссо, сонаты, сюиты в инструментальной музыке.

Пришедший на смену барокко классицизм, увы, обвинил барочные идеалы в вычурности и безвкусии, принимая за образец только античное наследие. Классицизм занимает временной отрезок с конца 17 до начала 19 века. Это течение зародилось во Франции.

В основе идей классицизма - идеалы Просвещения: рационализм, представления о  разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Очень велика роль общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Художественные образы, относящиеся к этому стилю,  логичны,  строго организованы, ясны и гармоничны.

Впервые была создана иерархия жанров. К высоким относились трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина; к  низким - комедия, сатира, басня, жанровая картина.  Сегодня мы можем проследить эти особенности, обратясь к трагедиям Корнеля,  Расина, Вольтера;  комедиям Мольера;  поэмам  Буало. Среди писателей-классицистов - Лафонтен, Ларошфуко, Гете,  Шиллер, Ломоносов,  Державин, Сумароков.

В театрах разворачиваются не просто спектакли, а торжественные действа. Строй их статичен, а чтение стихов размеренно. Сюжетами постановок становятся античные истории богов и героев. Архитектура  классицизма отмечена творениями  Ардуэн-Мансара, Леду,  Рена, Баженов, Казакова, Воронихина, Захарова, Росси. Всюду царит четкая  геометрия форм и  логичность планировки.  Стены гладкие, декор сдержанный.

Живописные работы тех лет имели логично разворачивающийся сюжет и уравновешенную композицию. Своей ясностью нас до сих пор восхищают картины  Пуссена,  Лоррена,  Давида,  Энгра, Лосенко, Угрюмова;  скульптуры  Пигаля, Фальконе, Торвальдсена, Кановы,  Козловского, Мартоса.

А вот первые три четверти 18 века в европейском искусстве посвящены и такому стилевому направлению, как Рококо. Многие специалисты выделяют этот стиль, как определенную фазу общеевропейского барокко. Сам термин возник в период расцвета классицизма и был ничем иным, как презрительным обозначением  всего манерного и вычурного.

Здесь все непостоянно и капризно, здесь преобладают вымысел и  интимные переживания. Хрупкий декор доведен до уровня театральности. Стиль «рококо» - воплощение  изысканности и  изощренной утонченности. Здесь никому нет дела до героизма и пафоса. Здесь играют в любовь и  увлекаются прелестными безделушками. А искусство - это тоже наслаждение.

Искусство рококо призвано возбуждать только легкие и приятные эмоции. Его задача -  развлекать и услаждать зрителя  причудливыми узорами,  изысканными сочетаниями пастельных красок. Нарядные интерьеры рококо украшались декоративными панно, роскошными зеркалами, резными панелями. Везде преобладали овальная, круглая и  причудливо-изогнутая  формы.

На полотнах художников  красный заменяется  розовым, синий - голубым. Теперь в ходу невиданные ранее  лимонно-желтый, блекло-голубой, сиреневый. У новых красок появляются невообразимые названия. Знаменитый «цвет бедра испуганной нимфы» - из тех времен.

К созданию стиля рококо причастен  Антуан Ватто, его манеру развили Ланкре, Патер, Кийар. Для их образов  характерны эмоциональность и меланхолическая мечтательность.  Остались на холстах занимательные любовные сюжеты кисти Буше, на которого равнялись Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель.  Последним крупным живописцем рококо признан тонкий мастер пейзажа и портрета  Фрагонар.

Среди скульптурных изображений времени господства рококо изрядное количество портретных бюстов и маленьких скульптурных групп или отдельных фигур  купальщиц, нимф, амуров. Их создавали Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион .Произведениями искусства украшали не только внутренние интерьеры, но и  парки, беседки, купальни.

Планы зданий в стиле «рококо» отличались асимметричностью, комнаты были круглымих, овальными,  восьмиугольными. Проектировщики всячески избегли прямых углов, в том числе и в месте соединения стены с потолком. Все маскируется различными рельефными орнаментами.

Среди архитекторов, воплощавших в жизнь принципы рококо Декотт, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье, Кнобельсдорф,  Растрелли, Ринальди, Ухтомский. В этот период особенно развивались декоративные направления: оформление книг, создание мебели, декоративной бронзы, производство гобеленов, фарфора.

Многие творения архитектуры, живописи, музыки и литературы от нас отделяют века. Но современному человеку по-прежнему хочется узнать их историю, познакомиться поближе. Нескончаемым потоком движутся наши современники к главным мировым сокровищницам: Лувру, Эрмитажу. Множество музеев сегодня хранят прекрасные произведения искусства, переиздаются книги  тех далеких лет, возрождаются театральные и балетные постановки. Изо дня в день, из года в год мы убеждаемся в том, что  искусство вечно. И барокко, и классицизм, и рококо оставили свой неизгладимый след в истории нашей цивилизации.

Рекомендуем почитать:

Добавить статью в закладки:




Отзывы к статье
 
Алтынбек Огромное спасибо!!!!!!! Удачи в ваших делах.... .
  
  



Оставить отзыв
Ваше имя*:
E-Mail:
Сообщение*:



Создание сайта "Дефи"
©2008 - 2016 www.obzor.ru